Заказать звонок

Время работы:

ПН-ПТ 09:00 - 18:00

Каталог товаров

Время умных решений

Статья опубликована в журнале Вестник мостостроения №1, 2012

С.В. Потапов, 
Москва.С.И. Плохута,
гл. сварщик МТФ «Мосторяд №4, филиал ОАО «Мостотрест», Москва. А.П. Летуновский,
генеральный директор ООО «МАГНИТ плюс», Санкт-Петербург

Транспортная стратегия Российской Федерации, на период до 2030 года, принятая Правительством РФ в 2008 году, уделяет особое внимание мостостроению. Определены стратегически важные объекты строительства и реконструкции мостовых сооружений, как важная составляющая всей транспортной инфраструктуры. Запланировано построить порядка 30 мостовых сооружений различной степени сложности для железнодорожного и автомобильного сообщения и, можно предположить, что для решения поставленных Правительством Российской Федерации задач, в будущем предстоит сдавать ежегодно один-два крупных проекта. В связи с этим остро встает вопрос о повышении производительности труда. За счет чего можно добиться роста производительности? Одним из явных решений мы видим активное внедрение в производство новых «умных» технологий и оборудования, которые приведут также к снижению стоимости выполняемых работ.

Далее в качестве примера описано новое технологическое устройство для сварки мостовых металлоконструкций с использоваием формирующих медных подкладных пластин. Это одна из множества задач, которым следует уделять большее внимание в отношении роста производительности труда.

Стандарты, разработанные группой компаний «Трансстрой», не рекомендуют, но допускают использование приварки скоб и упоров при невозможности применения иных способов. По окончании работ приспособления удаляют без углубления в основной металл и тщательно зачищают места приварки. Это осознанный компромисс, от которого следовало бы отказаться в целях повышения качества, т.к. от сварки на основном металле могут остаться прижоги, которые неблагоприятно влияют на качество.

В отношении стыков листа настила ортотропных плит поджатие медных подкладок возможно только при использовании непривариваемых приспособлений. Для выполнения этих условий строителям мостов приходится применять спецоснастку. Арсенал приспособлений в этом случае достаточно широк – струбцины, прижимные домкраты, стяжки и распорки. В 2011 году разработано приспособление, способное решить задачу надежного прижима подкладных пластин без использования дополнительного оборудования – магнитный держатель подкладных пластин МДПП-1У.

В чем суть созданного приспособления? ООО «Магнит плюс» совместно с МТФ «Мостоотряд-4» на базе технологий и опыта, наработанного в применении постоянных магнитов для проведения сварочных работ ответственных металлоконструкций, было создано прижимное приспособление, которое в производственных условиях позволяет выполнять в полном объеме требования п.7.6 СТО 005-07 «...Использовать привариваемые скобы ... не рекомендуется,...».

Таким образом, полностью ликвидирована приварка приспособлений к металлоконструкциям мостовых сооружений. Кроме того,МДПП-1У позволяет сократить время на установку комплексных формирующих медных подкладок. Это происходит посредством устранения необходимости предварительно перед сборкой стыка подваривать детали приспособлений для крепления КМП.

Традиционная технология

 

Использование МДПП-1У

МДПП-1У  

 

 МДПП-2

После сварки стыка демонтаж подкладок занимает не более 10 минут. Это важное преимущество, поскольку существенную часть рабочего времени монтажной бригады занимает устранение последствий приварки креплений: подварка в потолочном положении, зачистка мест демонтажа креплений и восстановление грунтовочного покрытия. Благодаря МДПП-1У ликвидирована одна из самых трудоемких технологических операций, требовавшая участия в процессе высококвалифицированных сварщиков.

Магнитный держатель МДПП-1У прошел в ЦНИИС НИЦ «Мосты» (г. Воронеж) опытную проверку в отношении влияния постоянного магнитного поля на процессы происходящие во время сварки. Получено положительное решение на применение. Держатель готов к использованию.

В настоящее время проводятся работы по его модернизации и улучшению потребительских свойств. Рост производительности труда при использовании магнитных держателей складывается из сокращения времени на подготовку свариваемого стыка (подготовку приспособлений и оснастки для набора медных формирующих пластин постановкой их на шов) и на демонтаж приспособлений после сварки.

По старой (классической) технологии в состав звена входили: сварщик V–VI разряда и два монтажника V разряда. На подготовку шва длиной 10-12 метров требовалось значительное время, в том числе:

  • установка крепежа пластин, 40-60 минут на шов;
  • набор подкладок на шов, на постановку одной подкладки затрачивается от 3 до 5 мин, на шов 60 - 100 минут.

В среднем звено затрачивает на полную подготовку шва длиной 10-12 метров полтора - два часа (90-120 минут). Демонтаж подкладок и приспособлений крепежа, которым занимается минимум 2 человека: монтажник IV–V разряда и сварщик VI разряда (сварка в потолочном положении), занимает от 20 до 60 мин. Трудозатраты на работу с магнитными держателями значительно меньше. Данные сравнения приведены в таблице.

Таблица сравнения трудозатрат при подготовке сварочных работ

Технология

Подготовка

Набор
шва

Демонтаж

Состав бригады

ИТОГ

С использованием 
МДПП

отсутствуют

80-100 мин.

10 минут


монтажника

70-110 минут 
2,33 ÷ 3,67 ч·ч

Традиционная
технология

4-60 минут

90-120 минут

20-40 минут

1 сварщик 
2 монтажника

150-220 минут 
7,5 ÷ 11 ч·ч


Совершенно очевидно, что по новой технологии с применением магнитных держателей МДПП-1У достигается ощутимая экономия времени, около полутора часов для проварки одного шва в 10-12 метров. Кроме того, в процессе демонтажа не требуется высококвалифицированный сварщик.

Применение магнитного крепежа на строительстве моста через Белгородское водохранилище, явилось одним из факторов существенного увеличения производительности монтажных и сварочных работ, позволившим смонтировать более 1800 тонн металлоконструкций за месяц.

В настоящее время МДПП-1У производства ООО «МАГНИТ плюс» применяются в МТФ «Мостоотряд-4» на строительных объектах г. Сочи и рекомендуются к применению всем отрядам системы ОАО «МОСТОТРЕСТ», ведущим сварку металлических конструкций мостов.

Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что предприятия, которые в условиях жесткой конкурентной борьбы возьмут курс на внедрение новых технологий в своих производственных процессах, смогут получить существенное преимущество, предлагая более выгодные условия в отношении стоимости работ и сроков их реализации.